Как прокачать тормоза правильно: инструкция

Как прокачать тормоза правильно: инструкция

Прокачка тормозов входит в перечень комплексных мер по обеспечению слаженной работы тормозной системы. Ключевая цель выполнения такой работы — устранение воздуха, проникшего в контуры системы. Завоздушивание может возникнуть после того, как автомастер установил новые тормозные колодки, цилиндры, магистрали для подачи тормозной жидкости. Эксплуатация авто с дефицитом тормозной жидкости в полости расширительного бачка тоже приводит к появлению воздушных пробок.

Пример прокачивания тормозов

Сама проблема завоздушивания тормозов не столь безобидная, как может показаться. Наличие воздуха проявляет себя тем, что педаль тормоза при нажатии становится чрезмерно мягкой, поэтому проваливается. Чтобы автомобиль вовремя затормозил, водителю приходится максимально давить на педаль, причем несколько раз подряд. Этому есть простое объяснение: завоздушенные тормоза не позволяют моментально остановиться, что делает управление машиной опасным. Для нормализации работы тормозов вам придется правильно прокачать их. Выполнить процедуру можно двумя способами:

  • в автосервисе, доверив обслуживание авто профессионалам;
  • самостоятельно, подготовив необходимый инвентарь.

Рассмотрим детально, как эффективно прокачать тормоза, не прибегая к профессиональным услугам автосервиса.

Когда необходимо прокачивать тормозную систему

Излишняя мягкость педали, с периодическими проваливаниями при нажатии, свидетельствует о срочной необходимости прокачать тормоза, так как в них скопился воздух. Самостоятельно он не выйдет за пределы закрытых контуров.

Кроме так называемой “ватности” педали, при завоздушивании тормозов наблюдается неравномерное распределение тормозного усилия: одно колесо свободно прокручивается, а другое — буквально блокируется. В результате этого теряется управляемость автомобилем при попытках тормозить. Если обнаружили первые признаки завоздушивания тормозов, нужно как можно скорее провести прокачку.

Когда еще нужно прокачивать тормоза машины:

  • после снятия магистральных трубок;
  • замены расходников, обеспечивающих функционирование тормозного узла, включая тормозные колодки и жидкость;
  • тюнинга тормозов;
  • разгерметизации магистралей, по которым циркулирует тормозная жидкость.

Перед прокачкой обязательно определите тип тормозной системы. Она бывает двухконтурной и осевой. В первом варианте привод разделен на два независимых контура. Один контур передает сжатый воздух на тормоза передних колес, второй — на тормоза задних колес. Такой системой обычно оснащаются старые автомобили с барабанными тормозами.

Что касается осевой системы, ее можно встретить в более-менее современных машинах с дисковыми тормозами. Конструкция позволяет эффективно распределять тормозное усилие по сложной схеме. Поэтому любые неумелые действия приведут к чрезмерному завоздушиванию контуров. Если ваш автомобиль оснащен осевыми тормозами, а у вас нет навыков и оборудования для технического обслуживания, лучше обратитесь для прокачки на проверенную СТО.

Как прокачать тормоза вдвоем с помощником

Вывести воздух из тормозов, не пользуясь услугами автомехаников, можно как собственноручно, так и с напарником. Второй метод считается менее трудоемким. Вам понадобится гибкая прозрачная трубка или тонкий шланг диаметром 5 мм, который можно купить в любом магазине автодеталей. Подготовьте накидной или рожково-накидной ключ нужного размера (номера) и тормозную жидкость, соответствующую характеристикам авто (информацию можно найти в руководстве по эксплуатации). Также возьмите чистую прозрачную емкость, например, пластиковую бутылку вместительностью от 0,5 л. Тару нужно надежно зафиксировать.

Независимо от того, какой способ вы выбрали, обязательно контролируйте в процессе работы наполненность расширительного бачка. Как только уровень тормозной жидкости в нем приблизится к минимуму, доливайте ее. Наполняйте бачек и перед непосредственной прокачкой.

Всегда проводите работы в таком порядке:

  1. Задняя ось справа налево.
  2. Передняя ось справа налево.
Читать статью  Меняем тормозную жидкость на Хёндай Солярис: какой тип и когда менять?

  1. Перед тем, как прокачать задние тормоза, поднимите колесо над землей с помощью домкрата. Также можно воспользоваться смотровой ямой в гараже или мастерской. Одновременно возьмите прозрачную тару и заполните ее примерно на одну третью часть тормозной жидкостью, соответствующей марке и модели машины.
  2. Снимите колесо, с которым будете работать, и найдите штуцер. Это соединительный патрубок, который при закручивании предотвращает вытекание жидкости и завоздушивание. Уберите заглушку и установите трубку (шланг) на штуцер. Незадействованный конец должен находиться в тормозной жидкости, которую вы налили в тару.
  3. Попросите напарника завести двигатель и 6-9 раз надавить на педаль тормоза, соблюдая интервалы в 2 секунды. В последний раз педаль нужно максимально вжать в пол, задержав ее в таком положении на несколько секунд. В это же время вам придется наполовину выкрутить воздушный клапан. Следите за положением трубки: ее свободный конец должен оставаться в таре с тормозной жидкостью. В процессе откручивания клапана в трубку (шланг) попадет избыточный воздух. Это просто определить: в содержимом тары появятся воздушные пузырьки.
  4. После того, как воздух полностью выйдет (в жидкости уже не будет пузырьков), попросите напарника отпустить педаль.

Повторите действия из третьего и четвертого пункта инструкции 4-5 раз. Обязательно сделайте контрольную прокачку, в процессе которой в жидкости уже не будет наблюдаться вышедший из контуров тормозов воздух. После отсоедините трубку, наденьте колпак на штуцер и заверните его. Приступайте к прокачке следующего колеса.

Прокачка тормозов без помощника: 5 надежных способов

Если нужно убрать завоздушенность тормозной системы, но помочь с этой задачей никто не может на данный момент, выполните все работы самостоятельно. Мы рассмотрим 5 наиболее популярных проверенных способов, воспользовавшись которыми вы эффективно справитесь с завоздушенностью тормозов.

Классическая прокачка с использованием шланга

Такая прокачка особенностями выполнения похожа на прокачку с ассистентом. Кроме прозрачного шланга (трубки), торцевого ключа, чистой пластиковой тары, тормозной жидкости подходящего типа, подготовьте еще газовый упор. Он будет фиксировать педаль тормоза, пока вы стравливаете воздух, скопившийся в тормозах.

Предварительно поднимите колесо домкратом и уберите заглушку штуцера, а затем присоедините прозрачную трубку. Нажимать на педаль от 6 до 10 раз с интервалом в 2 секунды будете вы. Зажмите педаль газовым упором и быстро подойдите к колесу. Открутите вполоборота штуцер. Жидкость начнет на этом этапе поступать через шланг в тару. Спустя 3 секунды заверните клапан и сразу же уберите упор, освободив педаль. Достаточно повторить эти действия 3-4 раза, чтобы полностью устранить завоздушенность тормозов одного колеса.

Прокачка с использованием резиновой спринцовки

Подготовьте аптечную грушу среднего размера и прозрачный шланг, беспрепятственно пропускающий наконечник груши. Зафиксируйте педаль после нескольких нажатий газовым упором.

  1. Наденьте шланг на грушу-спринцовку. Сильно сожмите ее, чтобы полностью выпустить воздух. Свободный конец шланга уверенным движением наденьте на штуцер. Открутите его и разожмите грушу. Жидкость начнет перемещаться по шлангу в грушу. Сам же шланг перегните на участке соединения с наконечником спринцовки и перекройте клапан. На этом этапе выйдет немного жидкости, так как ее циркуляции будет мешать воздух, находящийся в полости трубки.
  2. Не распрямляя шланг в области сгиба, отсоедините грушу и выжмите из нее тормозную жидкость вместе с воздухом, используя чистую тару. Вновь вставьте наконечник спринцовки в шланг и повторите действия из первого пункта.
  3. Отслеживайте, на каком именно этапе выкачивания жидкости уже не будут появляться пузырьки воздуха.
Читать статью  Как, когда и на какую нужно менять тормозную жидкость

Прокачка с использованием обратного клапана

Подготовьте топливный клапан заводского производства, два фрагмента прозрачного шланга разной длины (15 и 25 см соответственно), чистую прозрачную бутылку, в которую будет стекать жидкость.

  1. Один конец шланга меньшей длины подсоединяем к штуцеру, второй — на обратный клапан.
  2. Ко второму концу клапана присоедините длинный фрагмент шланга.
  3. Тем временем тару на одну пятую часть наполните тормозной жидкостью. Проследите, чтобы расширительный бачок был заполнен до максимального значения.
  4. На четверть оборота открутите штуцер. Сразу же сядьте в водительское кресло и выполните 12-15 нажатий педали тормоза с интервалом 2 секунды. Обратите внимание: фиксировать педаль при использовании данного способа не нужно.
  5. Оцените количество вышедшей в тару тормозной жидкости и проконтролируйте, есть ли внутри шланга пузырьки воздуха.

Обратный клапан не позволяет воздуху возвращаться в тормозную систему. Каждое колесо по данной методике нужно прокачать как минимум 2 раза.

Прокачка с минимальным инвентарем

Вам понадобится шланг длиной более 35 см. На одном конце плотно завяжите узел. Возьмите канцелярский нож, отступите 2 см от узла и сделайте надрез 9 мм. Таким образом мы создадим подобие обратного клапана, использующегося в топливопроводах и пропускающих жидкость только в одном направлении.

Свободным концом шланг подсоединяем к штуцеру. Конец с узлом и насечкой погружаем в бутылку с тормозной жидкостью. Действуйте по предыдущей инструкции.

При первом подходе завоздушенная жидкость поступит в полость шланга с узлом. Если строго следуете инструкции, во время второго подхода уже не будет никаких пузырьков в содержимом тары.

Прокачка для опытных автовладельцев

Перечень необходимого вам инвентаря выглядит так:

  • незадействованная крышка расширительного бачка с прикрепленным ниппелем от колеса;
  • прозрачный шланг;
  • обычный шланг с зажимами на обоих концах;
  • дополнительное колесо, подкачанное до 1,5 атмосфер.

Сперва один конец шланга соедините со штуцером. Незадействованный конец погрузите в бутылку, в которую предварительно налили тормозную жидкость. Уберите крышку расширительного бачка и замените ее оснащенной ниппелем крышкой. К ниппелю присоедините второй шланг. Оставшийся конец прикрепите к запасному колесу. На данном этапе пузырьки воздуха начнут перемещаться в бачок. В то же время жидкость вытесняться не будет, так как штуцер закрыт. Поэтому нужно открутить штуцер, чтобы завоздушенная жидкость начала постепенно выходить за пределы системы. Перекройте штуцер, когда в жидкость уже перестанет поступать воздух. Повторите проработку тормозов как минимум в 3 подхода для каждого колеса, не забывая и о контрольной прокачке.

Прокачивание тормозов с АБС: поэтапная инструкция

Уточним: если антиблокировочная система (АБС) вашего авто работает совместно с ESP или SBC, а таком случае нельзя прокачивать тормоза самостоятельно. Доверьте эту задачу квалифицированным мастерам.

Прокачку каждого колеса выполняют в порядке, описанном выше. Эксперты рекомендуют перед проведением работ отключить АБС, поскольку это поможет на все 100% устранить завоздушенность тормозов. Для отключения нужно выдернуть предохранитель. В автомобилях некоторых марок и моделей АБС отключается в ручном режиме: достаточно нажать соответствующую кнопку на передней панели.

Прокачать тормоза с АБС можно как самостоятельно, так и с ассистентом. Инструкция по выполнению работ практически не отличается от описанной в предыдущих разделах:

  1. Заведите авто и как минимум 5 раз выжмите педаль тормоза, соблюдая двухсекундный интервалы.
  2. Не выключая зажигание, снимите на колесе заглушку штуцера. На штуцер наденьте шланг. Противоположный конец погрузите в бутылку с тормозной жидкостью.
  3. Для нагнетания необходимого давления продолжайте выжимать педаль тормоза. На 5-6 раз нужно на несколько секунд зажать, а затем зафиксировать педаль.
  4. Найдите на суппорте винт удаления воздуха и гаечным накидным ключом выкрутите его на половину оборота. Примерно через 2-3 секунды закройте клапан.
Читать статью  Прокачиваем тормоза своими руками за 30 минут

Повторяйте пункт 4 и 5, пока в техническую жидкость не перестанут поступать пузырьки. После винт удаления воздуха затяните при выжатой педали.

Как прокачать тормоза, используя компьютерную программу и адаптер Ваг Ком

Владельцы автомобилей, выпускающихся крупнейшим европейским производителем VAG (Skoda, Audi, Volkswagen, Seat), могут прокачать тормоза, используя лицензированный пакет ПО VAG-COM Diagnostic System. Он совместим только с компьютерами, на которых установлена операционная система Windows. С другими операционными системами для ПК, а также с iOS и Android VAG-COM не совместим.

Программу для диагностики машин, выпущенных VAG, приобретают вместе с диагностическим USB адаптером в комплекте.

Как прокачать передние тормоза машины:

  1. Поставьте авто над смотровой ямой или воспользуйтесь домкратами.
  2. Снимите колеса и зафиксируйте на штуцерах прозрачные гибкие трубки. Оставшиеся концы погрузите в подготовленные пластиковые бутылки.
  3. Зайдите в предварительно установленную программу на ноутбуке и найдите “Блок тормозной системы”.
  4. Здесь найдите вкладку “Базовые параметры”. Выберите параметры группы “001”.
  5. Открутите штуцеры. После выбора и нажатия “вкл.-выкл.-далее” запустится насос, а ПО запросит 10 раз надавить на педаль. Выполните запрашиваемые компьютером действия, чтобы насос отключился. Программа оповестит о необходимости закрыть штуцеры.
  6. Еще раз нажмите “вкл.-выкл.-далее”. Если все было сделано правильно, вы увидите уведомление о том,прокачка одной оси выполнена.

Как прокачать заднюю ось:

  1. Снимите колеса, а к штуцерам подсоедините прозрачные эластичные трубки. Свободные концы трубок опустите в пластиковые бутылки.
  2. Вновь воспользуйтесь вкладкой “Базовые параметры”, выбрав группу “001”.
  3. Как и в предыдущей инструкции, открутите штуцеры и нажмите “вкл.-выкл.-далее”.
  4. По команде программы 10 раз нажимаете на педаль, чтобы сработал насос. После закрутите штуцеры.
  5. Нажав еще раз “вкл.-выкл.-далее”, получите уведомление о том, прокачка задней оси выполнена.

Что нельзя делать при прокачке тормозов

У некоторых автовладельцев прокачка тормозов в собственном гараже или мастерской без привлечения профессионалов не обходится без таких распространенных ошибок как:

  1. Смешивание несовместимых тормозных жидкостей. Если вы соединяете жидкости с несовместимыми основами и присадками, это гарантированно приведет к нарушению функционированию тормозов машины. Необходимость прокачки превратится в необходимость чинить едва ли не всю систему.
  2. Игнорирование наполненности расширительного бачка. Как только уровень технической жидкости близок к отметке минимума, в контуры сразу же попадет воздух, и система еще больше завоздушится.
  3. Бесконтрольное нагнетание давления. Не забывайте контролировать давление в расширительном бачке. Допустимый показатель не должен превышать 0,7-0,8 атмосфер. При чрезмерно высоких показателях бачок может разорвать.
  4. Неаккуратное обращение со штуцером. Если патрубок не получается открутить накидным ключом из-за загрязненности и запыленности, не переусердствуйте, иначе можете сорвать резьбу. Чтобы упростить откручивание, предварительно нанесите на штуцер специальное средство, удаляющее грязь и ржавчину.

Провал педали тормоза после выполненной прокачки: почему так бывает и какие действия предпринимать

Если все работы выполнены правильно, но педаль по прежнему проваливается, вероятно, проблема с функционированием тормозов не связана с завоздушенностью.

Почему может проваливаться педаль даже после прокачки:

  • изношен ресурс тормозных колодок: кроме западания педали, можно отметить увеличение тормозного пути, а сами колодки скрипят и свистят при торможении;
  • неисправный тормозной цилиндр;
  • изношены или деформированы тормозные диски;
  • из-за изношенности или механических повреждений манжетов нарушена герметичность тормозной системы.

Обнаружив даже одну из таких проблем, обратитесь на СТО к опытным мастерам, которые проведут диагностику.

Прокачка тормозов в автосервисе: стоимость услуги в Украине

Услуга прокачки тормозов, включая замену жидкости, в украинских автосервисах стоит относительно недорого. Это нетрудоемкая процедура, на проведение которой тратится 15-40 минут. Расценки варьируется в пределах 200-500 грн. В дилерском автосервисе цена услуги будет выше, чем на обычном СТО для постгарантийного обслуживания авто. На стоимость также будут влиять характеристики вашей машины.

Выбирая прокачку на СТО, отдавайте предпочтение проверенным сертифицированным автосервисам, где работают квалифицированные мастера, использующие современный инструмент и оборудование.

https://turboday.com.ua/kak-prokachat-tormoza/