Утилизация шин: все, что нужно знать о правильной переработке

Утилизация шин: все, что нужно знать о правильной переработке

Загрязнение окружающей среды отработанными шинами — растущая глобальная проблема. Узнайте в этой статье, как правильно утилизировать автомобильные шины, не нанося вреда экологии. Раскроем все аспекты: от сбора до переработки.

Почему важно утилизировать шины

Согласно статистике, ежегодно в мире образуется более 1 миллиарда изношенных автомобильных шин. При этом менее 20% из них перерабатывается должным образом. Остальные шины либо сжигаются в открытом виде, либо скапливаются на несанкционированных свалках, нанося серьезный вред окружающей среде.

Одна отработанная покрышка разлагается около 100-150 лет.

Помимо загрязнения почвы и грунтовых вод тяжелыми металлами, неправильная утилизация шин имеет и другие негативные последствия:

  • Скопления шин создают пожароопасные условия и являются рассадником инфекций.
  • При горении шин выделяются канцерогенные вещества, опасные для здоровья.
  • Нерационально используются природные ресурсы, поскольку резина шин производится преимущественно из нефти.

Чтобы решить проблему, многие страны, включая Россию, приняли законодательство, регулирующее обращение с отработанными шинами. Например, согласно ФЗ-89 шины относятся к отходам 4 класса опасности и не могут выбрасываться вместе с бытовым мусором. За нарушение правил утилизации для физических лиц предусмотрен штраф до 2 тыс. рублей, для должностных лиц — до 30 тыс. рублей.

Автомеханик с лысой шиной

Как правильно собирать шины на утилизацию

Чтобы сдать шины на утилизацию, существует несколько вариантов:

  1. Оставить в специальных пунктах приема, организованных производителями и импортерами шин. Часто такие пункты располагаются на автозаправках и в шиномонтажах. Прием осуществляется бесплатно.
  2. Сдать в частные пункты приема за небольшую плату. Стоимость обычно составляет от 50 до 150 рублей за шину в зависимости от размера.
  3. Заказать вывоз шин специализированной компанией. Услуга может предоставляться бесплатно при сдаче определенного количества шин.
Читать статью  Легкосплавные диски на авто: основные характеристики и советы по выбору

Для организаций часто целесообразно заключить договор на регулярный вывоз отработанных шин с лицензированной компанией, имеющей свои мощности по утилизации. При этом перевозка и утилизация шин осуществляется за счет компании-перевозчика.

Таким образом, сбор и транспортировка шин на утилизацию в последние годы стали более доступными. Однако по-прежнему остается проблема информирования населения о правилах обращения с отработанными шинами.

Методы утилизации и переработки шин

Существует несколько основных способов, которыми утилизируют и перерабатывают автомобильные шины:

  1. Восстановление протектора — нанесение нового рисунка протектора на изношенную шину.
  2. Сжигание в цементных печах — использование измельченной резины в качестве альтернативного топлива.
  3. Пиролиз и термолиз — химическое разложение резины при нагревании без доступа воздуха.
  4. Механическое измельчение — разрезание шин на куски с помощью шредера и дробилки.

Наиболее предпочтительным с экологической точки зрения является механическое измельчение шин. При этом методе получается резиновая крошка, которая может использоваться как вторичное сырье, не загрязняя окружающую среду. К недостаткам можно отнести высокую энергоемкость процесса измельчения.

На цементных заводах часто применяется сжигание измельченных шин в печах в качестве альтернативного источника тепловой энергии. Этот метод дешевле, чем механическое измельчение, но при горении резины могут выделяться токсичные вещества.

Завод по переработке шин

Продукция из переработанных шин

Измельченная в крошку резина шин может использоваться для производства разнообразной продукции:

  • Резиновые плитки для детских и спортивных площадок
  • Безопасное покрытие для дорожек и тротуаров
  • Кровельные материалы
  • Резиновая плитка для полов промышленных зданий
  • Асфальт с добавлением резиновой крошки
  • Производство новых шин с использованием вторичной резины

Таким образом, из отходов получается полезный и экологичный продукт. Причем использование резиновой крошки вместо первичных материалов позволяет экономить природные ресурсы и снижать себестоимость конечной продукции.

Читать статью  Как подобрать колесные диски для автомобиля

Однако в России пока наблюдается дефицит мощностей по глубокой переработке измельченной резины. Поэтому значительная часть получаемой крошки экспортируется или используется на топливо.

Рынок утилизации шин в России

По данным Росстата, в России ежегодно образуется порядка 700-800 тысяч тонн изношенных автомобильных шин. При этом официально утилизируется только 30-40% отходов такого рода. Остальные шины либо экспортируются, либо утилизируются незаконно, загрязняя окружающую среду.

Крупнейшими переработчиками шин в России являются компании «ЭкоЛайн», «РТ-Инвест», «Нижегородская ЭкоТехника» и некоторые другие. Их суммарные мощности составляют порядка 100-150 тысяч тонн переработки в год. Для сравнения: в Европе в среднем утилизируется 85-90% всех отработанных шин.

Российский рынок утилизации шин развивается медленными темпами в связи с рядом факторов:

  • Недостаточное экологическое сознание населения и бизнеса.
  • Высокая стоимость технологичного оборудования для переработки.
  • Нехватка государственного регулирования и стимулирования переработки шин.

Тем не менее, эксперты прогнозируют постепенный рост рынка утилизации шин в России на 5-7% ежегодно. Этому будут способствовать ужесточение экологических требований и повышение экономической эффективности переработки.

Советы по экологичному обращению с шинами

Чтобы сделать обращение с шинами более экологичным, автовладельцам рекомендуется:

  1. Выбирать шины с увеличенным ресурсом пробега, чтобы реже менять.
  2. Следить за давлением в шинах для увеличения срока службы.
  3. Использовать все 4 шины до предела износа, а не менять по 2 штуки.
  4. Покупать шины производителей, организующих прием и переработку.
  5. Сдавать старые шины только в лицензированные пункты приема.

Также полезно использовать шины повторно по окончании срока службы. Например, летнюю резину можно применять зимой на задней оси как нешипованную для создания заноса.

Государственная поддержка утилизации шин

Для стимулирования утилизации шин государство может использовать следующие меры:

  • Льготное кредитование проектов по созданию мощностей.
  • Субсидирование процентной ставки по кредитам на технологическое оборудование.
  • Введение утилизационного сбора при покупке новых шин.
  • Ужесточение ответственности за несанкционированное размещение шин.
Читать статью  Маркировка шин

Благодаря комплексному подходу, объединяющему усилия государства, бизнеса и общества, проблему накопления изношенных шин можно решить в течение ближайших 10-15 лет.

Зарубежный опыт утилизации шин

В мировой практике существуют успешные примеры организации сбора и переработки шин. Одним из лидеров является Швеция, где уже около 15 лет утилизируется практически 100% автомобильных шин.

Этого удалось достичь благодаря введению утилизационного сбора при продаже новых шин и строгому контролю за выполнением требований к сбору и переработке отработанных шин. Также в стране работает несколько высокотехнологичных заводов по переработке резиновых отходов.

Другим положительным примером может служить Япония, где действует законодательное требование о бесплатной сдаче изношенных шин в пункты приема. Это позволило добиться 90% уровня переработки автомобильных шин в стране.

https://www.syl.ru/article/508172/2023-utilizatsiya-shin-vse-chto-nujno-znat-o-pravilnoy-pererabotke