устройство и работа ходовой части гусеничных тракторов

## Устройство и работа ходовой части гусеничных тракторов

Ходовая часть гусеничных тракторов предназначена для обеспечения движения машины по различным поверхностям, преодоления препятствий и удержания трактора на заданном курсе. Она состоит из следующих основных элементов:

гусеницы
катки
подвеска
ведущие и направляющие колеса

### Гусеницы

Гусеницы являются замкнутыми лентами, охватывающими всю длину ходовой части трактора. Они состоят из отдельных звеньев, соединенных между собой шарнирами. Конструкция звеньев гусеницы может быть различной, но наиболее распространенными являются трапециевидные и прямоугольные.

Звенья гусеницы могут быть изготовлены из стали, чугуна или других материалов. Для повышения износостойкости гусениц их звенья часто проходят термообработку или имеют дополнительные накладки в местах наибольшего износа.

На внутренней поверхности гусениц имеются грунтозацепы, которые обеспечивают сцепление с опорной поверхностью. Грунтозацепы могут иметь различную форму и размеры, в зависимости от типа грунта, по которому будет работать трактор.

### Катки

Катки являются элементами подвески ходовой части гусеничного трактора. Они служат для распределения веса трактора по всей длине гусеницы и сглаживания неровностей опорной поверхности. Катки могут быть опорными, поддерживающими и направляющими.

Опорные катки устанавливаются на раме трактора и непосредственно контактируют с верхней поверхностью гусеницы. Поддерживающие катки располагаются ниже опорных и служат для поддержки ветвей гусеницы. Направляющие катки устанавливаются в задней части ходовой части и служат для удержания гусеницы на заданном курсе.

Катки могут быть изготовлены из различных материалов, таких как сталь, чугун, резина или полиуретан. Для повышения износостойкости и снижения шума при движении катки могут быть оснащены резиновыми бандажами.

### Подвеска

Подвеска ходовой части гусеничного трактора предназначена для смягчения ударов и толчков, возникающих при движении по неровной поверхности. Она состоит из упругих элементов (рессор, пружин или гидропневматических амортизаторов) и балансиров, соединяющих катки с рамой трактора.

Читать статью  элементы ходовой части тракторов

Подвеска может быть индивидуальной или балансирной. При индивидуальной подвеске каждый каток имеет свою собственную рессору или пружину, что позволяет ему независимо перемещаться в вертикальной плоскости. Балансирная подвеска объединяет несколько катков в группы, которые соединяются балансиром и имеют общую рессору или пружину.

### Ведущие и направляющие колеса

Ведущие колеса устанавливаются в передней части ходовой части гусеничного трактора. Они приводят гусеницы в движение и обеспечивают их натяжение. Ведущие колеса могут быть выполнены в виде зубчатых колес, звездочек или катков с зубьями.

Направляющие колеса устанавливаются в задней части ходовой части гусеничного трактора. Они служат для удержания гусеницы на заданном курсе и предотвращения ее схода с катков. Направляющие колеса могут быть выполнены в виде катков с гладкой поверхностью или иметь специальные направляющие реборды.

### Работа ходовой части гусеничных тракторов

При движении гусеничного трактора ведущие колеса приводят гусеницы в движение. Гусеницы охватывают катки и передают на них вес трактора. Катки распределяют вес по всей длине гусеницы и сглаживают неровности опорной поверхности. Подвеска смягчает удары и толчки, возникающие при движении по неровной поверхности.

Направляющие колеса удерживают гусеницы на заданном курсе и предотвращают их сползание с катков. Ведущие колеса обеспечивают натяжение гусениц и передают на них крутящий момент от двигателя трактора.

Ходовая часть гусеничного трактора обеспечивает высокую проходимость и тяговое усилие, что позволяет этим машинам работать в самых тяжелых условиях.