## Коробка вариатор: принципы работы, преимущества и недостатки
### Что такое коробка вариатор
Коробка вариатор (CVT, от англ. continuously variable transmission) — бесступенчатая трансмиссия, используемая в автомобилях для передачи крутящего момента от двигателя к колесам. Она отличается от традиционных ступенчатых коробок передач (механических, автоматических и роботизированных) отсутствием фиксированных передаточных чисел.
### Принцип работы
В отличие от ступенчатых трансмиссий, которые имеют набор дискретных передач, вариатор работает по принципу плавного изменения передаточного отношения. Он состоит из двух шкивов, соединенных ремнем или цепью. Один шкив связан с двигателем, а другой — с колесами.
Шкивы имеют коническую форму и могут изменять свою геометрию, приближаясь или отдаляясь друг от друга. Когда шкив, связанный с двигателем, расширяется, шкив, связанный с колесами, сужается, и наоборот. Это изменение геометрии изменяет передаточное число трансмиссии и позволяет плавно регулировать скорость вращения колес.
### Преимущества вариатора
Плавное переключение: Вариатор обеспечивает плавное переключение между различными передаточными отношениями, что делает езду более комфортной. В отличие от ступенчатых коробок передач, которые могут создавать толчки или вибрации при переключении, вариатор работает практически незаметно.
Широкий диапазон передаточных чисел: Вариатор может обеспечивать очень широкий диапазон передаточных чисел, что позволяет автомобилю эффективно работать как при движении на низких скоростях, так и при движении на высоких скоростях.
Эффективность: Вариатор может быть более эффективным, чем ступенчатая коробка передач, особенно при движении на средних скоростях. Это связано с тем, что вариатор может поддерживать двигатель на оптимальных оборотах, что снижает расход топлива.
### Недостатки вариатора
Меньшая надежность: Вариаторы, как правило, менее надежны, чем ступенчатые коробки передач. Они могут быть более чувствительны к износу и могут требовать большего обслуживания.
Меньшая грузоподъемность: Вариаторы могут не выдерживать такой же уровень крутящего момента, как ступенчатые коробки передач, поэтому они не всегда подходят для тяжелых транспортных средств или автомобилей с мощными двигателями.
Шум: Вариаторы могут быть более шумными, чем ступенчатые коробки передач, особенно при работе на низких скоростях.
### Виды вариаторов
Существует несколько различных типов вариаторов:
Ременные вариаторы: Наиболее распространенный тип вариатора. Они используют эластичный ремень, который проходит по шкивам.
Цепные вариаторы: Используют цепь вместо ремня. Они более прочные, но могут быть более шумными.
Тороидальные вариаторы: Используют два тороидальных (в форме пончика) шкива, которые перекатываются друг по другу. Они компактны и эффективны, но сложны в производстве.
### Применение вариаторов
Вариаторы используются в различных автомобилях, включая:
Легковые автомобили
Гибридные автомобили
Скутеры и мотоциклы
Аттракционы
Тягачи
Изображения коробок вариатор:
[Изображение ременного вариатора](ссылка на изображение)
[Изображение цепного вариатора](ссылка на изображение)
[Изображение тороидального вариатора](ссылка на изображение)