Все что нужно знать водителю о тормозной системе
Тормоза
Автор Пётр Викторович На чтение 10 мин Просмотров 208 Опубликовано 11.05.2023
Тормозная система — неотъемлемая часть каждого автомобиля, которая обеспечивает безопасность водителя. В этой статье вы можете узнать, какие есть виды тормозных систем, какие у них отличия, и как, в общем, работают тормоза.
Тормозная система в авто — это
Brake system — одна из главных составляющих безопасного движения автомобиля. Она снижает скорость оборотов колеса, путем воздействия на него, и останавливает автомобиль.
Механизмы по остановке транспортных средств появились еще задолго до появления первых автомобилей. Хоть принцип их действия был крайне простым и не очень надежным, но эти тормоза все равно хорошо справлялись со своей задачей.
В самые первые автомобили сразу начали устанавливать механизмы по их торможению. Постепенно тормоза становились все лучше, они развиваются вместе с автомобильной промышленностью.
Виды тормозных систем по назначению
Существует несколько разновидностей brake system. Одна из основных — деление по функциональному назначению. Основная — контролирует скорость движения, запасная — используется для экстренного торможения, стояночная — полная фиксация транспортного средства в одном положении.
Основная
Основной тормоз — важнейшая часть всей конструкции торможения, она позволяет водителю иметь полный контроль над движением транспортного средства. Как понятно из названия рабочая тормозная система выполняет основную работу: используется от начала движения до полной остановки, также для кратковременного удержания.
Главный тормозной цилиндр передает механическое воздействие водителя на педаль к тормозной жидкости, которая начинает распределять давление по всем контурам.
Запасная
Запасная тормозная система — немаловажный элемент. Эта конструкция может обеспечить быстрое торможение, когда выведен из строя основной тормоз. Функционал запасного механизма чем-то похож на основной механизм, поэтому такую структуру можно использовать и как элемент основой системы, и как отдельный механизм.
Стояночная
Такой тормозной механизм применим для таких случаев:
- Остановки транспорта в неустойчивом положении на длительный срок.
- Предотвращения случайного движения автомобиля на склоне.
- Осуществления нештатного торможения при отказе основной рабочей конструкции.
Разновидности по рабочему механизму
Тормозная система разделяется на разновидности по рабочему телу (субстанции передающей тормозное усилие от педали к механизмам), которое используется. Такие тормозные системы можно классифицировать следующие образом:
- Гидравлический механизм, который почти всегда стоит в легковых автомобилях, внедорожниках, микроавтобусах. В нем рабочим телом является жидкость.
- Пневматическая, такая конструкция устанавливается в грузовых машинах, грейдерах и погрузчиках. В ней главное действующее тело – сжатый воздух.
- Механическая структура, которая воспроизводит свою работу за счет механического движения (тяг). К механической относится ручной тормоз на большинстве легковушек.
- Комбинированная. Из названия понятно, что она использует несколько рабочих масс: жидкость и воздух.
- Рекуперативный механизм, он преобразовывает некоторую часть кинетической энергии в электроэнергию.
Конструкция тормозной системы автомобиля
Два основных элемента в конструкции тормозного механизма автомобиля — привод и тормозная система.
Педаль является рычагом привода, который запускает весь процесс. Помимо него присутствуют такие элементы, как: вакуумный усилитель, который увеличивает давление, подаваемое от педали; воздухозаборник, который возвращает давление к начальным значениям; ресивер; распределитель; компрессор. Все эти элементы необходимы для подачи давления в механизм.
К тормозным механизмам относятся: диск (или барабан для соответствующей системы), суппорт, колодки (они же тормозные накладки), поршень, цилиндр (для барабанной конструкции). Тормозные механизмы отвечают за создание соответствующего момента – необходимого условия замедления.
Дисковые тормоза
Дисковые тормоза — это brake system, которая широко применяется в автомобилях для обеспечения эффективной остановки. Когда водитель нажимает на педаль, поршень, находящийся в суппортах, давит на тормозные накладки (колодки), которые зажимают диск и замедляют вращение колеса. Благодаря этой конструкции дисковые тормоза обеспечивают быстрое и надежное торможение, даже при замедлении с высоких скоростей.
Дисковые тормоза имеют ряд преимуществ перед другими типами тормозов. Они обладают высокой эффективностью, лучшей мощностью и надежностью, а также менее подвержены износу и коррозии. Кроме того, диск можно легко заменить, что делает замену тормозов проще и быстрее, чем при использовании других систем.
Дисковая тормозная система по материалу диска может быть:
- монометаллической, состоящей из одного металла, чаще всего чугуна
- биметаллической состоящей из нескольких.
Карбоно-керамическая дисковая тормозная система – одна из самых эффективных и выносливых. Даже на авто с очень мощными моторами она устанавливается не во всех комплектациях. Керамической является только рабочая часть диска, которая болтами крепиться к металлической, закрепленной на ступице.
Еще одно деление дисковой тормозной конструкции происходит на основе используемой скобы. Она может быть фиксированной и подвижной.
- Фиксированная скоба, как понятно из названия, лишена подвижности при работе относительно тела суппорта. При такой конструкции поршни расположены по обеим сторонами скобы, т.е. их всегда четное количество 2, 4, 6.
- Плавающая скоба используется на большинстве доступных машин. Поршень установлен с одной стороны, а скоба за счет направляющих движется обеспечивая давление на внутреннюю и внешнюю колодки.
Однако, как и любая другая система, дисковые тормоза могут иметь свои недостатки. Они могут быть дороже в установке и ремонте, а также потреблять больше энергии, так как могут нагреваться во время торможения. Также могут возникать шумы и вибрации во время торможения.
Барабанные
Барабанные тормоза — это одна из наиболее распространенных структур торможения, которая используется во многих типах транспорта, таких как автомобили, грузовики, автобусы и прицепы. На легковых авто барабанные тормоза чаще представляют только задний тормозной механизм.
Основным компонентами устройства данной тормозной конструкции является барабан, который расположен на колесе автомобиля. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, специальный цилиндр нажимает колодки, которые находятся внутри барабана. Колодки затягиваются более тесно вокруг барабана, замедляя вращение колеса транспортного средства.
В целом, барабанные тормоза все еще являются популярной системой торможения, но они могут быть не самым эффективным и надежным выбором для некоторых видов транспорта и ситуаций. Если вы рассматриваете использование барабанных тормозов, важно обратить внимание на их преимущества и недостатки в зависимости от вашей конкретной ситуации.
Работа гидравлической системы торможения
Гидравлическая система торможения — это механизм, использующий гидравлическую жидкость для передачи энергии с педали на тормоза колес. Эта конструкция состоит из следующих элементов: бак, цилиндр, специальные шланги, тормозящие механизмы колес и поршни.
Она широко используется при сборке новых автомобилей, а также в железнодорожном и промышленном транспорте. Кроме того, эта конструкция просто не заменима для спортивных автомобилей.
Как работает тормозная система с рекуперацией
Brake system с рекуперацией (регенеративная тормозная система) используется в электромобилях и гибридных автомобилях, и она позволяет преобразовывать кинетическую энергию, которая обычно теряется при торможении, в электрическую энергию, которая в свою очередь используется для зарядки аккумуляторной батареи.
Когда водитель тормозит, электронная структура управления автомобилем сигнализирует электродвигателю, чтобы он работал в обратном направлении, генерируя электрический ток, который затем направляется обратно в батарею. Это замедляет автомобиль и позволяет восстановить некоторую часть энергии, которая обычно теряется при торможении.
Кроме того, некоторые структуры регенеративного торможения могут использовать и другие методы. Такие как использование гидравлического тормоза для замедления автомобиля на более высоких скоростях или при экстренной остановке. А также использование электронной структуры для дополнительного управления тормозами, чтобы улучшить эффективность и безопасность замедления.
Таким образом, структура с рекуперацией позволяет увеличить эффективность использования энергии, увеличивает дальность хода электромобилей и гибридных автомобилей, а также помогает снизить негативное влияние на окружающую среду.
Еще одно преимущество рекуперативной системы – больший ресурс элементов классической тормозной (диски, колодки).
Проверка и поломки тормозной системы
Существует множество причин неисправностей brake system, и каждая из них может указывать на несколько проблем. Некоторые из наиболее распространенных причин включают:
- Многие автолюбители сталкиваются с проблемой, что их транспортное средство начинает неожиданно изменять свою траекторию движения во время выполнения торможения. Такая проблема часто связана с залипанием поршня главного цилиндра или же с проблемами колодок, они могут быть сломаны или загрязнены.
Также не стоит упускать из виду подвеску и рулевое управление, проблема указанная выше может появиться из-за повреждения этих элементов. Износ или негодность стяжных болтов или неработоспособность гидроклапана антиблокировочной структуры тоже могут внести свой вклад в общую проблему. Чтобы наверняка обнаружить неисправность, необходимо установить манометры на все колеса, так вы сможете найти значительный перепад давления.
- Мягкость педали при нажатии, что может указывать на повреждение шлангов и трубопроводов, износ главного цилиндра или наличие воздуха в гидравлическом приводе.
- Трудности при нажатии на педаль, которые могут быть вызваны неправильной установкой колодок, неправильным подключением шлангов, повреждением контуров гидропривода или заклиниванием поршня в колесном цилиндре.
- Биение и вибрации при торможении, которые часто связаны с износом элементов рулевого управления и подвески, ослабленным креплением суппорта или короблением диска.
- Быстрый износ колодок под углом, что часто является следствием неисправных суппортов.
Появление любого из этих признаков может привести к серьезным проблемам со всей системой, поэтому важно провести диагностику и ремонт как можно скорее.
Неисправности тормозной системы и способы их устранения
Недостаточная эффективность торможения
Причины неисправности | Способ устранения |
---|---|
Замасливание накладок колодок тормозных механизмов | Замените тормозные колодки |
Заклинивание поршней в рабочих цилиндрах | Устраните причины заклинивания, поврежденные детали замените |
Полный износ накладок тормозных колодок | Замените тормозные колодки |
Перегрев тормозных механизмов | Немедленно остановитесь и дайте остыть тормозным механизмам |
Применение низкокачественных колодок | Применяйте оригинальные колодки или продукцию фирм, специализирующихся на выпуске деталей тормозных систем. |
Нарушение герметичности одного из контуров (сопровождается провалом педали тормоза) | Замените поврежденные детали, прокачайте систему |
Нарушение регулировки начального положения педали тормоза | Отрегулируйте положение педали тормоза |
Нарушения в работе антиблокировочной системы тормозов (ABS) | Обратитесь на сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов (ABS) |
Увеличенный рабочий ход педали тормоза
Причины неисправности | Способ устранения |
---|---|
Утечка тормозной жидкости из рабочих тормозных цилиндров | Замените вышедшие из строя рабочие тормозные цилиндры |
Воздух в тормозной системе | Удалите воздух, прокачав систему |
Повреждены резиновые уплотнительные кольца в главном тормозном цилиндре | Замените цилиндр в сборе |
Повреждены шланги и трубопроводы гидропривода | Замените шланги и трубопроводы, прокачайте систему |
Неполное растормаживание всех колес
Причины неисправности | Способ устранения |
---|---|
Отсутствует свободный ход педали тормоза | Отрегулируйте положение педали тормоза |
Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попадания в жидкость посторонних примесей | Прокачайте всю систему гидропривода, замените резиновые детали |
Заклинивание поршней главного цилиндра | Проверьте и при необходимости замените главный цилиндр |
Подтормаживание одного колеса при отпущенной педали
Причины неисправности | Способ устранения |
---|---|
Излом или ослабление стяжных пружин колодок стояночного тормоза | Замените пружины |
Заедание поршня в рабочем цилиндре вследствие загрязнения или коррозии корпуса | Замените рабочий цилиндр и прокачайте систему гидропривода тормозов |
Разбухание уплотнительных колец рабочего цилиндра из-за попадания в жидкость посторонних примесей | Прокачайте всю систему гидропривода, замените резиновые детали |
Нарушение положения суппорта относительно тормозного диска при ослаблении болтов крепления | Затяните болты крепления, при необходимости замените поврежденные детали |
Неправильная регулировка стояночной тормозной системы | Отрегулируйте стояночную тормозную систему |
Нарушения в работе антиблокировочной системы тормозов (ABS) | Обратитесь на сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов (ABS) |
Занос или увод автомобиля в сторону при торможении
Причины неисправности | Способ устранения |
---|---|
Заклинивание направляющих суппорта | Разобрать суппорт, очистить и смазать направляющие |
Заклинивание поршня рабочего цилиндра | Проверьте и устраните заедание поршня в цилиндре |
Закупоривание какого-либо трубопровода вследствие вмятины или засорения | Замените трубопровод |
Загрязнение или замасливание дисков и накладок тормозных колодок | Очистите детали тормозных механизмов |
Не работает один из контуров тормозной системы (со-провождается снижением эффективности торможения) | Замените поврежденные детали и прокачайте систему. Если это не приведет к желаемому результату, обратитесь на сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов (АВS) |
Увеличенное усилие на педали тормоза при торможении
Причины неисправности | Способ устранения |
---|---|
Неисправен вакуумный усилитель | Замените усилитель |
Поврежден шланг, соединяющий вакуумный усилитель и впускной коллектор двигателя, или ослаблено его крепление | Замените хомуты крепления шланга или замените шланг |
Разбухание резиновых уплотнителей цилиндров из-за попадания в жидкость посторонних примесей | Прокачайте всю систему гидропривода, замените резиновые детали |
Писк или вибрация тормозов
Причины неисправности | Способ устранения |
---|---|
Замасливание фрикционных накладок | Зачистите накладки металлической щеткой, используя теплую воду с моющим средством. Устраните причины попадания жидкости или смазки на тормозные ко. |
Износ тормозных накладок колодок | Замените тормозные колодки |
Чрезмерное биение или неравномерный износ (ощущается по вибрации педали тормоза) | Замените диск, если его толщина меньше допустимого значения |
Обслуживание
Главное не забывать вовремя проводить диагностику и профилактику суппортов. Многие эксперты говорят, что профилактику суппортов следует проводить минимум два раза в год или же при замене колодок на вашем автомобиле. Необходимо проводить диагностику суппортов, а также их полную отчистку и смазку.
Для качественного обслуживания суппортов тормозной системы нужно несколько смазок, которые не в состоянии заменить одна другую. Нужно как минимум две смазки:
- для направляющих суппортов (LIQUI MOLY 21119 ,TRW PFG110)
- для тыльной нерабочей поверхности колодок и опорных пластин (LIQUI MOLY 3078).
Для произведения смазки деталей требуется снять колпачки, которые защищают деталь от пыли, затем тщательно отчистить поверхности контакта, и уже после этого нанести смазку.
Помимо профилактики суппортов, присутствует необходимость смены тормозной жидкости вместе с удалением воздуха из всего механизма. Обычно смену рабочей жидкости нужно проводить раз в 2 года или каждые 30-40 тыс. км.
Не менее важными профилактическими работами являются действия, направленные на регулировку стояночного тормоза вместе с диагностикой вакуумного усилителя. В процессе диагностики следует уделять большое внимание возможным дефектам абсолютно всех элементов, которые являются частями механизма торможения.
Чтобы избежать дорогостоящего ремонта в недалеком будущем, следует задуматься о состоянии тормозной системы прямо сейчас. Обычный техосмотр вместе с правильной диагностикой поможет обнаружить проблемы сразу, не успев нанести значительный вред вашему транспортному средству.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.
Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.
https://carservic.ru/tormoza/tormoznaya-sistema