Задиры в двигателе: причины появления, диагностика, ремонт
Что это? Задиры в двигателе – продольные насечки на стенках цилиндров. Являются серьезной проблемой, так как нарушают герметичность камеры сгорания, что приводит к усиленному расходу масла, образованию нагара и поломке ДВС.
Как избежать? Нужно менять масло чаще, чем раз в 15 000 км, следить за состоянием поршневых колец, маслосъемных колпачков. Не допускать попадания пыли, грязи, осколков коллектора в цилиндры двигателя. Периодически проводить диагностику.
В этой статье:
- Предпосылки к образованию задиров в двигателе
- Основные причины появления задиров в двигателе
- Способы диагностики задиров в двигателе
- Часто задаваемые вопросы о задирах в двигателе
Предпосылки к образованию задиров в двигателе
Задиры в двигателе возникают на определенных участках стенок цилиндра в месте постоянного непосредственного контакта с поршнем. Такие дефекты имеют вид вертикальных царапин. Опасность этого явления состоит в том, что в ходе эксплуатации мотора металл в таких зонах истирается, что приводит к разрастанию повреждений. Их увеличение влечет заметное ухудшение работы ДВС, снижение компрессии, появление стука и растущий расход моторного масла.
Предпосылки к образованию задиров в двигателе
Раньше водители практически не знали, что такое задиры в двигателе. Данная «болезнь» относительно часто встречается у современных ДВС. Этому способствует ряд факторов:
Производители не заинтересованы в выпуске долговечных двигателей
Раньше репутация автопроизводителя напрямую зависела от надежности и долговечности выпускаемой продукции. Это касалось всех областей промышленного производства, включая и автомобилестроение. В наше время приоритеты поменялись. Компания получает больше прибыли с нескольких проданных двигателей, имеющих средний рабочий ресурс, чем с одного мотора, который прослужит десятки лет.
В таких условиях производители не видят смысла в минимизации риска возникновения задиров, так как современные автомобили в среднем «пробегают» не более 300 000 км, а большая часть выпускаемых сегодня моторов не подлежат капитальному ремонту.
Снижение массы двигателей
Для улучшения эксплуатационных характеристик транспортного средства требуется уменьшение веса всех узлов и агрегатов, включая мотор. Для облегчения в нем все чаще используют алюминиевый сплав, делают более тонким металл, из которого изготовлен блок цилиндров, – все это повышает риск перегрева и деформации, приводящих к возникновению задиров.
Свою роль сыграло и изменение конструкции поршней, которые облегчили и оснастили более короткой юбкой. Положительная сторона такого решения заключается в существенном снижении потерь мощности. Однако снижение веса и уменьшение длины привели к тому, что увеличился риск возникновения задиров на поршнях двигателя.
Причина в перекосе, который в свою очередь вызывает перегрев и снижает теплопередачу. Для устранения этого недостатка конструкторы вынуждены уменьшать зазор между поршнями и стенками цилиндров, а также избавляться от вставки, которая уменьшает расширение металла при нагревании.
У таких моторов даже относительно небольшой перегрев приводит к тому, что расширившиеся поршни поглощают расстояние до стенок и входят с ними в плотный контакт, что приводит к появлению задиров.
Борьба за экологичность автомобилей
Речь о современных каталитических устройствах, оснащенных клапанами рециркуляции, возвращающих в камеру сгорания часть отработанных газов, которые должны охладить двигатель до приемлемой температуры. Если продукты сгорания топливной смеси нагреваются более чем до +650 °C, происходит выработка оксида азота. Это соединение наносит большой вред окружающей среде, и именно с ним борется катализатор.
В начале эксплуатации катализатора его применение не наносит вреда ДВС. Однако когда начинают разрушаться керамические соты, с обратным током газов в двигатель попадают отколовшиеся от них твердые частицы.
Попадая в цилиндры, эта пыль собирается на стенках, царапая их и приводя к возникновению задиров. Первый симптом, игнорировать который недопустимо, – выросший расход моторного масла. Результатом может стать преждевременный отказ ДВС.
Основные причины появления задиров в двигателе
Характерное постукивание работающего мотора в сочетании с повышенным угаром моторного масла и растущим расходом горючего – тревожные признаки, свидетельствующие о небольших или ярко выраженных задирах в цилиндрах двигателя. Их появление может быть следствием:
- попадания твердых частиц в цилиндры;
- низкого давления или уровня моторного масла;
- перегрева узлов и агрегатов, приводящего к тепловому расширению цилиндров и поршней;
- неквалифицированного техобслуживания и использования расходников низкого качества.
Процесс начинается с появления небольших локальных повреждений, не оказывающих заметного влияния на рабочие характеристики ДВС. Однако со временем дефекты увеличиваются и в определенный момент становятся причиной лавинообразного развития неполадок с глубокими повреждениями деталей. Задиры в двигателе могут привести к выходу последнего из строя и необходимости дорогостоящего ремонта.
Основные причины появления задиров в двигателе
Твердые частицы в цилиндрах ДВС
Если разбираться, от чего появляются задиры в двигателе, одна из наиболее частых причин заключается в механических частицах. Причины, по которым они попадают в цилиндры, могут быть разными:
- нарушена герметичность впускного коллектора на стыках патрубков воздуховодов и в местах подключения вакуумного усилителя тормозов и других систем;
- неправильно установленный или некачественный воздушный фильтр;
- разрушенные уплотнительные прокладки крепления впускного коллектора к ГБЦ.
К примеру, если на автомобиле стоит газовое оборудование второго поколения со смесителем, установленным перед ресивером, пыль может попадать в двигатель через неплотно установленную резиновую трубу, по которой происходит подача воздуха из фильтра.
При замене паронитовых прокладок между впускным коллектором и ГБЦ важно проследить, чтобы на соприкасающихся поверхностях не было повреждений и перекосов. Прикипевшие прокладки нельзя удалять с помощью металлических инструментов, которые могут оставить вмятины или поцарапать поверхность деталей.
Низкий уровень масла или его давление
Масляная пленка между соприкасающимися элементами предотвращает сухое трение, уменьшает потери мощности и снижает скорость изнашивания поверхностей. При внимательном осмотре задиров на стенках цилиндров можно обнаружить признаки, говорящие о масляном голодании, причина которого может скрываться в:
- недостаточно высоком давлении масла в системе;
- низком уровне смазки в картере.
Вал масляного насоса вращается с частотой, прямо зависящей от оборотов коленвала ДВС. На холостых давление масла колеблется от 0,45 до 0,55 МПа. Этого недостаточно для работы с большой нагрузкой при движении автомобиля. Сухое трение поршней о стенки цилиндров приводит к образованию глубоких дефектов.
Углубленный анализ влияния задиров в цилиндрах на работу ДВС показывает, что повышение угара масла – одно из наиболее отрицательных последствий этого явления. Снижение его уровня в картере приводит к быстрому падению эффективности работы масляного насоса. Исчезновение масляной прослойки между соприкасающимися поверхностями вызывает эффект «сухого трения», что в свою очередь ускоряет разрастание повреждений.
Давление, выдаваемое масляным насосом двигателя Kia G4KD при скорости вращения коленвала от 750 до 850 об/мин, не превышает 0,5 МПа. Такой производительности недостаточно для полноценной подачи масла, особенно густого. Сухой контакт зеркала с юбкой поршня приводит к возникновению микроскопических царапин, которые со временем превратятся в серьезные повреждения.
https://centr-to.ru/blog/avtoservis/zadiry-v-dvigatele