Задиры в двигателе: причины появления, диагностика, ремонт

Задиры в двигателе: причины появления, диагностика, ремонт

Что это? Задиры в двигателе – продольные насечки на стенках цилиндров. Являются серьезной проблемой, так как нарушают герметичность камеры сгорания, что приводит к усиленному расходу масла, образованию нагара и поломке ДВС.

Как избежать? Нужно менять масло чаще, чем раз в 15 000 км, следить за состоянием поршневых колец, маслосъемных колпачков. Не допускать попадания пыли, грязи, осколков коллектора в цилиндры двигателя. Периодически проводить диагностику.

В этой статье:

  1. Предпосылки к образованию задиров в двигателе
  2. Основные причины появления задиров в двигателе
  3. Способы диагностики задиров в двигателе
  4. Часто задаваемые вопросы о задирах в двигателе

Предпосылки к образованию задиров в двигателе

Задиры в двигателе возникают на определенных участках стенок цилиндра в месте постоянного непосредственного контакта с поршнем. Такие дефекты имеют вид вертикальных царапин. Опасность этого явления состоит в том, что в ходе эксплуатации мотора металл в таких зонах истирается, что приводит к разрастанию повреждений. Их увеличение влечет заметное ухудшение работы ДВС, снижение компрессии, появление стука и растущий расход моторного масла.

Предпосылки к образованию задиров в двигателе

Предпосылки к образованию задиров в двигателе

Раньше водители практически не знали, что такое задиры в двигателе. Данная «болезнь» относительно часто встречается у современных ДВС. Этому способствует ряд факторов:

Производители не заинтересованы в выпуске долговечных двигателей

Раньше репутация автопроизводителя напрямую зависела от надежности и долговечности выпускаемой продукции. Это касалось всех областей промышленного производства, включая и автомобилестроение. В наше время приоритеты поменялись. Компания получает больше прибыли с нескольких проданных двигателей, имеющих средний рабочий ресурс, чем с одного мотора, который прослужит десятки лет.

Читать статью  Стоимость электроэнергии. Стоимость электроэнергии для населения. Стоимость электроэнергии для предприятий

В таких условиях производители не видят смысла в минимизации риска возникновения задиров, так как современные автомобили в среднем «пробегают» не более 300 000 км, а большая часть выпускаемых сегодня моторов не подлежат капитальному ремонту.

Снижение массы двигателей

Для улучшения эксплуатационных характеристик транспортного средства требуется уменьшение веса всех узлов и агрегатов, включая мотор. Для облегчения в нем все чаще используют алюминиевый сплав, делают более тонким металл, из которого изготовлен блок цилиндров, – все это повышает риск перегрева и деформации, приводящих к возникновению задиров.

Свою роль сыграло и изменение конструкции поршней, которые облегчили и оснастили более короткой юбкой. Положительная сторона такого решения заключается в существенном снижении потерь мощности. Однако снижение веса и уменьшение длины привели к тому, что увеличился риск возникновения задиров на поршнях двигателя.

Причина в перекосе, который в свою очередь вызывает перегрев и снижает теплопередачу. Для устранения этого недостатка конструкторы вынуждены уменьшать зазор между поршнями и стенками цилиндров, а также избавляться от вставки, которая уменьшает расширение металла при нагревании.

У таких моторов даже относительно небольшой перегрев приводит к тому, что расширившиеся поршни поглощают расстояние до стенок и входят с ними в плотный контакт, что приводит к появлению задиров.

Борьба за экологичность автомобилей

Речь о современных каталитических устройствах, оснащенных клапанами рециркуляции, возвращающих в камеру сгорания часть отработанных газов, которые должны охладить двигатель до приемлемой температуры. Если продукты сгорания топливной смеси нагреваются более чем до +650 °C, происходит выработка оксида азота. Это соединение наносит большой вред окружающей среде, и именно с ним борется катализатор.

В начале эксплуатации катализатора его применение не наносит вреда ДВС. Однако когда начинают разрушаться керамические соты, с обратным током газов в двигатель попадают отколовшиеся от них твердые частицы.

Читать статью  Как точно рассчитать объем двигателя и влияет ли он на стиль езды авто

Попадая в цилиндры, эта пыль собирается на стенках, царапая их и приводя к возникновению задиров. Первый симптом, игнорировать который недопустимо, – выросший расход моторного масла. Результатом может стать преждевременный отказ ДВС.

Основные причины появления задиров в двигателе

Характерное постукивание работающего мотора в сочетании с повышенным угаром моторного масла и растущим расходом горючего – тревожные признаки, свидетельствующие о небольших или ярко выраженных задирах в цилиндрах двигателя. Их появление может быть следствием:

  • попадания твердых частиц в цилиндры;
  • низкого давления или уровня моторного масла;
  • перегрева узлов и агрегатов, приводящего к тепловому расширению цилиндров и поршней;
  • неквалифицированного техобслуживания и использования расходников низкого качества.

Процесс начинается с появления небольших локальных повреждений, не оказывающих заметного влияния на рабочие характеристики ДВС. Однако со временем дефекты увеличиваются и в определенный момент становятся причиной лавинообразного развития неполадок с глубокими повреждениями деталей. Задиры в двигателе могут привести к выходу последнего из строя и необходимости дорогостоящего ремонта.

Основные причины появления задиров в двигателе

Основные причины появления задиров в двигателе

Твердые частицы в цилиндрах ДВС

Если разбираться, от чего появляются задиры в двигателе, одна из наиболее частых причин заключается в механических частицах. Причины, по которым они попадают в цилиндры, могут быть разными:

  • нарушена герметичность впускного коллектора на стыках патрубков воздуховодов и в местах подключения вакуумного усилителя тормозов и других систем;
  • неправильно установленный или некачественный воздушный фильтр;
  • разрушенные уплотнительные прокладки крепления впускного коллектора к ГБЦ.

К примеру, если на автомобиле стоит газовое оборудование второго поколения со смесителем, установленным перед ресивером, пыль может попадать в двигатель через неплотно установленную резиновую трубу, по которой происходит подача воздуха из фильтра.

При замене паронитовых прокладок между впускным коллектором и ГБЦ важно проследить, чтобы на соприкасающихся поверхностях не было повреждений и перекосов. Прикипевшие прокладки нельзя удалять с помощью металлических инструментов, которые могут оставить вмятины или поцарапать поверхность деталей.

Читать статью  Покупка первого автомобиля. Полезные советы

Низкий уровень масла или его давление

Масляная пленка между соприкасающимися элементами предотвращает сухое трение, уменьшает потери мощности и снижает скорость изнашивания поверхностей. При внимательном осмотре задиров на стенках цилиндров можно обнаружить признаки, говорящие о масляном голодании, причина которого может скрываться в:

  • недостаточно высоком давлении масла в системе;
  • низком уровне смазки в картере.

Вал масляного насоса вращается с частотой, прямо зависящей от оборотов коленвала ДВС. На холостых давление масла колеблется от 0,45 до 0,55 МПа. Этого недостаточно для работы с большой нагрузкой при движении автомобиля. Сухое трение поршней о стенки цилиндров приводит к образованию глубоких дефектов.

Углубленный анализ влияния задиров в цилиндрах на работу ДВС показывает, что повышение угара масла – одно из наиболее отрицательных последствий этого явления. Снижение его уровня в картере приводит к быстрому падению эффективности работы масляного насоса. Исчезновение масляной прослойки между соприкасающимися поверхностями вызывает эффект «сухого трения», что в свою очередь ускоряет разрастание повреждений.

Давление, выдаваемое масляным насосом двигателя Kia G4KD при скорости вращения коленвала от 750 до 850 об/мин, не превышает 0,5 МПа. Такой производительности недостаточно для полноценной подачи масла, особенно густого. Сухой контакт зеркала с юбкой поршня приводит к возникновению микроскопических царапин, которые со временем превратятся в серьезные повреждения.

https://centr-to.ru/blog/avtoservis/zadiry-v-dvigatele