Номер двигателя: где находится, как расшифровывается
Нередко автовладельцы пытаются найти номер двигателя, но безуспешно. В первую очередь, конечно же, подвергается изучению технический лист с эксплуатационным руководством. Код также можно поискать на корпусе самого мотора или в других местах под капотом.
Для чего он может понадобиться
За рубежом модель двигателя по вин коду никогда не считалась важной. На Западе двигатель — сменная деталь, поэтому его номер используется лишь для обслуживания. В документы он не заносится, интересен в основном только специалистам автосервисов.
В России же и странах бывшего СНГ до 2011 года информация о силовой установке позволяла инспекции выявлять целые мошеннические схемы. У нас идентификатор двигателя в обязательном порядке заносился в ПТС. Наравне с моделью кузова, он использовался для идентификации транспортных средств. Это облегчало расследование случаев угона. К тому же при несовпадении кодов двигателя и кузова можно было судить об изменении конструкции машины.
В 2011 году ситуацию с агрегатными номерами попытались наладить, переняв западный опыт, то есть VIN перестаёт играть важную роль, а его запись в регистрационных бумагах отменяется. Теперь в ГИБДД не могут отказать владельцу в регистрации технического средства передвижения по причине отсутствия и даже несоответствия вин кода.
Что это дало? Только на территории Московской области было зарегистрировано большое количество отказов при попытке поставить на учёт автомобиль без номера двигателя. А что творили сотрудники ГАИ в отдалённых районах нашей страны — можно только представить. Проблема агрегатных номеров стала одной из самых запутанных, сложных ситуаций. Как и всегда, передовой опыт западных стран усугубили два распространённых у нас в стране юридических ляпа: склонность исполнительной власти по-своему, туманно и двусмысленно трактовать новое законодательство, и сильное преувеличение народными массами разрешаемых положений.
Отмена обязательной сверки агрегатных номеров разом решала проблемы для владельцев машин с нечитабельным вином, коих, по утверждениям бывшего чиновника Шевцова, было почти 95%. Но с другой стороны, это же положение упрощало процедуру регистрации, активизировало теневые и мошеннические схемы продажи контрактных движков.
Поэтому в 2013 году очередным приказом МВД прежняя формулировка о ненужности сверки номера была аннулирована. Теперь ясно указали, что инспектор имеет право полностью отказать в регистрации, если номер кузова и ДВС расходятся.
Поэтому сегодня важно, чтобы ДВС соответствовал исходной модели автомобиля. В VIN-коде должны быть зашифрованы следующие данные:
- год выпуска;
- номер кузова;
- данные о двигателе;
- информация о модели автомобиля, производителе и стране-экспортёре.
Код двигателя требуется не только для упрощения различных юридических процедур, связанных с ГИБДД. При первой же поломке подержанного авто возникнет необходимость подбора оригинальных деталей. Не зная модели двигателя, сделать это будет крайне сложно.
Таким образом, маркировка двигателя нужна владельцу для того, чтобы:
- определить «чистоту» машины;
- узнать фактическую мощность ДВС, модификацию и прочую техническую информацию.
А также для того, чтобы избежать проблем с автоинспекцией во время перерегистрации.
Как выглядит код
Агрегатный номер выглядит по-разному, в зависимости от конкретного производителя авто. Например, известный немецкий концерн «Мерседес-Бенц» пишет код, начинающийся с букв OM и последующих трёх цифр. «Фольксваген» поступает так же, только вместо букв OM указывает EA.
Номер ДВС может представлять собой другие буквенно-цифровые или просто цифровые индексы. Вначале указывается год выпуска, потом модификация движка и в конце — данные о климатической адаптации.
Информация о двигателе помещается в VIN — это серийный код транспортного средства, несущий информацию обо всех комплектующих. Вин требует подробной расшифровки.
Интересно. На вазовских моделях до 1987 года указывались агрегатные номера, содержащие букву латинского алфавита, что означало год выпуска. Однако после претензий европейцев, которые путали латиницу с модификацией основного движка, на экспортных аналогах «Жигулей» код двигателя содержал только цифры. Но для внутреннего рынка, так называемые «буквенные» движки ещё выпускались некоторое время.
Где находится номер двигателя автомобиля
На поиски номера двигателя может уйти немало времени, особенно на иномарках. Из-за того что западные концерны не придают особого значения VIN, он может быть размещён в различных местах, в том числе и не защищённых от внешнего негативного воздействия. Поэтому часто агрегатный идентификатор под влиянием осадков выцветает или исчезает полностью.
На самом двигателе
Существует несколько распространённых зон на моторе, где номер двигателя находится:
- на самом видном месте силовой установки — верхней её части;
- на блоке цилиндров или возле него;
- на левой стороне агрегата;
- на отверстии для щупа уровня масла;
- на воздухозаборнике;
- на впускном коллекторе;
- на патрубке радиатора хладагента;
- на проушине моторной подвески;
- в месте соприкосновения ДВС с КПП.
Идентификатор просто выбивается производителем на определённой части двигателя, без таблички. Со временем такой код быстро тускнеет, выцветает, различить цифры на нём бывает очень трудно. Для эффективного поиска рекомендуется организовать подготовительное мероприятие — вооружиться фонариком, очистителем ржавчины, перчатками. В отдельных случаях может понадобиться зеркало на рукоятке, чтобы удалось прочитать надпись, помеченную на обратных сторонах ДВС.
На табличке под капотом
Некоторые автопроизводители указывают агрегатный идентификатор дополнительно на металлической табличке, которую фиксируют на заклёпках или припаивают под капотом машины. Например, Volkswagen делает это на панели выше радиатора. На некоторых модификациях Audi и Volkswagen табличку с кодом располагают на клапанной крышке двигателя или ГБЦ.
Также идентификатор, помимо капота, может находиться в алюминиевой VIN табличке, выбиваемой внутри бардачка, на дверном проёме, крышке зубчатого ремня и других местах.
Расшифровка обозначения
Номер расшифровывается согласно международному стандарту ISO 3779. Каждый символ VIN символизирует конкретную характеристику автомобиля. Определять по вин коду параметры авто легко и просто.
WMI
Занимает 1-3 позиции общего вин кода. Обозначает мировой индекс производителя. Под первым знаком часто идёт указание страны, под вторым — автоконцерна и под третьим знаком — подразделение, филиал компании. Примеры расшифровки WMI приведены в таблице ниже.
VDS
Символ, описывающий модель двигателя и другие характеристики автомобиля. Занимает позицию 4-9 в VIN, состоит из 6 знаков. У японских и американских производителей почти всегда в последней позиции кода указывается контрольный знак, подтверждающий подлинность маркировки.
VIS
Указательная часть, последняя комбинация цифр и букв. Здесь производитель помечает модельный год, сборочную площадку, серийный номер транспортного средства.
Как узнать номер и модель двигателя по VIN коду
Выше было написано, что номер двигателя производитель указывает на табличке и выбивает на корпусе ДВС. Ещё он указывает его в вин коде, состоящем из 17 значений. Узнать модель двигателя можно по второй части идентификационного кода, то есть в VDS. Чаще всего он помечается под 8-м обозначением VIN или в предпоследней цифре VDS.
Что делать, если номера нет
Окислительные процессы оказывают разрушающее действие на отдельные участки металлического кузова авто. Коррозия может полностью или частично «разрушить» место, куда производителем был нанесён код двигателя. Когда агрегатный идентификатор еле просматривается, можно посоветовать автовладельцам самостоятельно очистить поверхность от ржавчины. Использовать желательно не очень сильные концентраты, чтобы не повредить остатки надписи. Некоторые рекомендуют применять наждачную бумагу, но делать так запрещается! Потом в ГАИ не докажешь, что идентификатор стёрся по естественным причинам. Если специальных растворителей под рукой нет, можно смочить тряпку в чистом керосине и протереть.
Можно ли ездить в случае утраты номера ДВС или VIN по дорогам общественного назначения в России или это грозит штрафом? В законе указано, что эксплуатация машин с проблемной маркировкой допустима только в одном случае — номер повреждён в результате естественного износа (коррозии). Если же автомобиль подвергался ремонту, была заменена рама или кузов, из-за чего исчезли агрегатные идентификаторы, нужно сообщить в МРЭО, где проведут дополнительные анализы.
Даже если моторный идентификатор нигде не указан, в базе ГИБДД он должен быть. Однако перед покупкой подержанного автомобиля надо тщательно поискать VIN-код или агрегатный номер. Если их не будет видно, от покупки лучше отказаться.
Таблица: где и как расположен номер двигателя на известных иномарках
Марка и модификация автомобиля | Расположение кода без таблички | Расположение кода в виде таблички |
Audi A3 2006-2008 | В левой части ДВС, в месте соединения агрегата и трансмиссии | На клапанной крышке, защитном кожухе зубчатого ремня привода распределения, а также на сервисном плане и желобе для запасного колеса. |
Audi A4 2001 | Идентификационный номер двигателя выбит слева у блока цилиндров на плоскости соединения двигателя и коробки передач. У дизельного двигателя номер двигателя находится между топливным насосом высокого давления и вакуумным насосом. | Идентификационный номер двигателя нанесён также на наклейку на крышке зубчатого ремня. Кроме того, идентификационный код двигателя имеется в табличке с данными автомобиля, расположенной в нише для запасного колеса или на днище багажного отсека и приведен в сервисной книжке. |
Audi A4 2005-08 | Идентификационный номер двигателя выбит на внутренней стороне блока правого цилиндра между головкой цилиндров и гидронасосом (дизельный двигатель: между головкой цилиндров и топливным насосом высокого давления). | На крышке зубчатого ремня, в Вин-коде, нише для запаски, днище багажника. |
Audi Q7 2007-08 дизельный TDI 3 л | В левой части мотора и немного выше относительно зубчатого ремня ТНВД | |
Volkswagen Golf 2005-2009, Jetta 2005-08 | В месте стыковки силового агрегата и КПП | На крышке ГБЦ |
Volkswagen Passat B5 2000-2005 | Номер двигателя (буквенное обозначение двигателя и порядковый номер) находится слева на блоке цилиндров. | Дополнительно на крышку ГБЦ наносится табличка с буквенным обозначением двигателя и порядковым номером. |
Volkswagen Golf 2006-2009, Jetta 2006-2008 | Находится слева на стыке двигателя и коробки передач | На головке блока цилиндров |
Volkswagen Transporter 2.5TDI 2004-2009г | На стыке двигатель/коробка передач | На головке блока цилиндров |
Volkswagen Touareg 2003-07 3.2 л | На блоке цилиндров возле гасителя крутильных колебаний | |
Volkswagen Touareg 2.5 TDI 2003-09 г | В месте соединения ДВС с коробкой передач | |
Volkswagen Touareg 3 л 2006-10 | В передней части моторной установки слева, располагаясь выше зубчатого ремня топливного насоса | |
Skoda Fabia 1.2 л. 2004-08 | Слева впереди на блоке цилиндров двигателя на разделительном стыковом шве между ДВС и КПП | Нa крышкe распределительных шестерен |
Skoda Octavia | В левой части от силового агрегата, ближе к АКБ | Планка правого переднего крыла (VIN), под лобовым стеклом, под полом в багажнике |
Chevrolet Aveo, Lanos | Немного правее расположения щупа для проверки уровня масла | |
Chevrolet Lacetti | На блоке цилиндров, ниже впускного коллектора, (VIN) выбит в верхней части переборки | Табличка с идентификационным номером автомобиля (VIN) прикреплена к верхней части стойки передней панели |
Ford Focus | Номерная панель в области стыковки двигателя и КПП | |
Ford Mondeo | Сзади двигателя, ближе к водительскому месту | Со стороны водителя, над мотором, между ДВС и стенкой салона, ближе к стороне водителя |
Ford Transit | Спрятан в передней части ДВС и находится под генератором, набит на блоке (площадка вертикальная), возле правой подушки двигателя, если смотреть по ходу движения, на вертикальной площадке ГБЦ на переднем торце | |
Hyundai Solaris, Kia Rio | На передней стенке-выступе БЦ, под заливной горловиной для заливки жидкости в систему охлаждения | |
Hyundai Santa Fe | В месте стыковки ДВС и КПП | |
Toyota Land Cruiser Prado | В колёсной арке, закрыт шторкой |
Таблица: расшифровка обозначения WMI иномарок, собираемых на территории РФ
WMI | Марка и производитель |
X4A | BMW, Автотор (г. Калининград) |
X4X | CHERY, Автотор (г. Калининград) |
XUV | CHERY, ТагАЗ (RUS) |
X9L | CHEVROLET, GM-АвтоВАЗ СП |
XUF | CHEVROLET, ООО General Motors Avto (RU) |
XUU | CHEVROLET, Автотор (г. Калининград) |
Z8T | CITROEN, PCMA Rus (RUS) |
Z8N | DATSUN, Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус ООО (RUS) |
XU3 | FIAT, Соллерс-Набережные Челны ОАО (RUS) |
Z76, Z7G | FIAT, Соллерс-Елабуга ООО (RUS) |
WF0, X4F, X9F | FORD, ООО Форд Мотор Компани (RU) |
X91 | GEELY, АМУР |
X4X | HUMMER, Автотор (г. Калининград) |
X7M | HYUNDAI, ТагАЗ (RUS) |
Z94 | HYUNDAI, HYUNDAI MOTOR MANUFACTURING RUS LLC (RUS) |
X91 | ISUZU, АМУР |
XTK | KIA, Ижмаш АО |
X89 | MERCEDES-BENZ, ЕвоБус Русслэнд ООО (RUS) |
XDN | MERCEDES-BENZ, ГАЗ ОАО (RUS) |
Z8T | MITSUBISHI, PCMA Rus (RUS) |
Z8N | NISSAN, Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус ООО (RUS) |
XUF | OPEL, ООО General Motors Avto (RU) |
Z8T | PEUGEOT, PCMA Rus (RUS) |
X9P | RENAULT, Вольво Восток ЗАО (RU) |
XW8 | SKODA, Фольксваген Груп Рус (ООО) (RU) |
Z8U | SSANG YONG, Соллерс-Дальний Восток ООО (RUS) |
XW7 | TOYOTA, Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия ООО (RUS) |
XW8 | VOLKSWAGEN, Фольксваген Груп Рус (ООО) (RU) |
Таблица: примеры расшифровок ВИН кодов известных иномарок
VIN | Расшифровка |
4USBT53544LT26841 | BMW E85 (Z4) Z4 3.0i M54, родстер — 2дв., Дингольфинг, Германия |
KL1UF756E6B195928 | CHEVROLET Rezzo/Tacuma 1.6, минивэн — 5 дв., бензин МКПП, 2006 год Бупийонг |
ZFA18800004473122 | FIAT, Punto 80 ELX 188AXB1A, хэтчбек — 3дв., 188A5.000 (1242 куб.см/80 л.с.) март 2002г. |
JHLRE48577C415490 | HONDA CR-V 2.4 RVSi K24Z1 (2400 DOHC VTEC), MZHA (автомат.- 5ст.), 2007 года выпуска |
KMHBT31GP3U013758 | HYUNDAI Getz GL 1.1 л, механ.-5ст., ноябрь 2002 года, производство UI-San (Корея) для сбыта в Германии |
KNDJC733545301768 | KIA Sorento GL 4WD EB / FC 3.5л (MPI-DOHC), автомат. — 4ст., апрель 2004г. для сбыта в США |
SALFA28B57H011265 | LAND-ROVER Freelander II 2.2 TD4 дизель/2179 куб.см/152 л.с. (DOHC/EFI), механич.- 6 ст., январь 2007 года |
JMZGG128241207606 | MAZDA 6 27C / GH7 бензин — 1800 куб.см, 5MT, сентябрь 2003г. |
4JGBF71E47A278782 | MERCEDES-BENZ GL 450 4Matic 273923, коробка 722904, май 2007 года, сборка Зиндельфинген (ФРГ)/Vance, Алабама, США |
JA4LX31G93U065670 | MITSUBISHI Outlander M-Line 2WD CU4W(QRMEL2M) 2400 ccm, коробка автомат.- 4 ст., ноябрь 2002г., 3-я декада |
JN1TBNT30U0124100 | NISSAN T30 X-Trail Sport QR25DE (бензин — 2.5л), Автомат.КПП, май 2006г. |
WP1AB29P66LA68044 | PORSCHE CAYENNE S M48.00 [4,50л-250Kw], 2006 год |
VF1LB0K0525551701 | RENAULT Clio II K4J [Б/1390 ccm/70kW], коробка JB3/DP0 |
JF1GGGKD37G038841 | SUBARU Impreza (G11) WRX 4WD 255 [2500CC EMPI DOHC TURBO], механич. — 5ст., февраль 2007г. |
JT111TJ8007010945 | TOYOTA Land Cruiser HDJ80 1HDT [4200сс — дизель турбо], октябрь 1992г. |
https://swapmotor.ru/ustrojstvo-dvigatelya/gde-nahoditsya-nomer-dvigatelya.html