## Каталог бензиновых двигателей автомобилей
С момента изобретения двигателя внутреннего сгорания принцип его работы практически не изменился. В основе конструкции по-прежнему лежит поршень, совершающий возвратно-поступательное движение в цилиндре, при этом вызывая периодическое изменение объёма рабочей камеры. В результате в цилиндре создаётся разрежение, затем оно сменяется повышением давления. Эти два процесса – впуск и выпуск – являются основой работы поршневого двигателя.
Однако бензиновые двигатели автомобилей с тех времён, конечно же, претерпели значительные изменения. Непрерывно повышаются их мощность и удельный крутящий момент при одновременном снижении удельного расхода топлива и вредных выбросов. При этом постоянно ужесточаются требования к экологическим показателям, что стимулирует активное развитие систем питания и управления двигателем, снижения трения и внедрения новых материалов.
### Классификация бензиновых двигателей
Бензиновые двигатели классифицируются по следующим основным признакам:
Число цилиндров: одно-, двух-, трёх-, четырёх-, пяти-, шести-, восьми-, десяти-, двенадцатицилиндровые.
Расположение цилиндров: рядные, V-образные (Vee), горизонтально-оппозитные (оппозитные, Boxer), W-образные.
Тактность: двухтактные, четырехтактные.
Мощность: маломощные (до 50 л.с.), средней мощности (50-150 л.с.), высокомощные (свыше 150 л.с.).
Система питания: карбюраторные, инжекторные с распределённым и непосредственным впрыском.
Система зажигания: с контактным, бесконтактным и электронным зажиганием.
Система охлаждения: воздушные, жидкостные, комбинированные.
Система смазки: с поддоном и без поддона.
### Однорядные двигатели
Однорядные двигатели имеют цилиндры, расположенные в один ряд. Это наиболее простая и распространённая конструкция, используемая в большинстве автомобилей. Однорядные двигатели бывают двух-, трёх-, четырёх-, пяти- и шестицилиндровыми.
### V-образные двигатели
V-образные двигатели имеют цилиндры, расположенные в двух рядах под углом друг к другу. Такая конструкция позволяет уменьшить габариты двигателя по сравнению с однорядным при том же числе цилиндров. V-образные двигатели бывают четырёх-, шести-, восьми- и двенадцатицилиндровыми.
### Горизонтально-оппозитные двигатели
Горизонтально-оппозитные двигатели имеют цилиндры, расположенные горизонтально друг напротив друга. Такая конструкция позволяет уменьшить высоту двигателя и улучшить развесовку автомобиля. Горизонтально-оппозитные двигатели бывают четырёх- и шестицилиндровыми.
### W-образные двигатели
W-образные двигатели имеют цилиндры, расположенные в трёх или четырёх рядах под углом друг к другу. Такая конструкция позволяет уменьшить габариты двигателя по сравнению с V-образным при том же числе цилиндров. W-образные двигатели бывают восьми-, двенадцати- и шестнадцатицилиндровыми.
### Двухтактные двигатели
В двухтактных двигателях рабочий цикл осуществляется за два хода поршня (пол-оборота коленчатого вала). Первый ход – сжатие, второй ход – рабочий ход и выпуск. В двухтактных двигателях нет газораспределительного механизма, а продувка цилиндров осуществляется через специальные продувочные окна.
### Четырёхтактные двигатели
В четырёхтактных двигателях рабочий цикл осуществляется за четыре хода поршня (два оборота коленчатого вала). Первый ход – впуск, второй ход – сжатие, третий ход – рабочий ход, четвёртый ход – выпуск. В четырёхтактных двигателях имеется газораспределительный механизм, который управляет открытием и закрытием впускных и выпускных клапанов.
### Карбюраторные двигатели
В карбюраторных двигателях топливо смешивается с воздухом в карбюраторе. Готовая топливовоздушная смесь поступает в цилиндры через впускной тракт.
### Инжекторные двигатели
В инжекторных двигателях топливо подаётся в цилиндры с помощью инжекторов. Инжекторы представляют собой форсунки, которые распыляют топливо в цилиндры под высоким давлением. В инжекторных двигателях используются системы распределённого и непосредственного впрыска.
### Системы распределённого впрыска
В системах распределённого впрыска инжекторы установлены во впускном тракте перед каждым впускным клапаном. Топливо распыляется в поток воздуха, поступающий в цилиндр. Системы распределённого впрыска характеризуются хорошей экономичностью и экологичностью.
### Системы непосредственного впрыска
В системах непосредственного впрыска инжекторы установлены непосредственно в головке блока цилиндров. Топливо распыляется в камеру сгорания непосредственно перед рабочим ходом поршня. Системы непосредственного впрыска характеризуются высокой мощностью и экономичностью.
### Маломощные двигатели
Маломощные двигатели имеют мощность до 50 л.с. Такие двигатели устанавливаются на легковые автомобили малого класса, мотороллеры и мопеды.
### Двигатели средней мощности
Двигатели средней мощности имеют мощность от 50 до 150 л.с. Такие двигатели устанавливаются на легковые автомобили среднего и большого класса, внедорожники и микроавтобусы.
### Высокомощные двигатели
Высокомощные двигатели имеют мощность свыше 150 л.с. Такие двигатели устанавливаются на спортивные автомобили, высокопроходимые внедорожники и грузовые автомобили.
### Перспективы развития бензиновых двигателей
Несмотря на активное развитие электротранспорта, бензиновые двигатели по-прежнему будут оставаться актуальными в ближайшие годы. Продолжается совершенствование существующих технологий и внедрение инновационных решений.
Основные направления развития бензиновых двигателей:
Увеличение мощности и удельного крутящего момента при одновременном снижении удельного расхода топлива и вредных выбросов.
Дальнейшее развитие систем питания и управления двигателем, снижения трения и внедрения новых материалов.
Гибридизация бензиновых двигателей с электромоторами для повышения экономичности и динамических характеристик.
Использование альтернативных видов топлива, таких как биоэтанол и природный газ.
Развитие бензиновых двигателей позволит продлить их срок жизни и сохранить их конкурентоспособность на автомобильном рынке.